ninja

Путь Ниндзя-Аналитика + Бонус от devtodev

  • Facebook
  • Twitter
  • VKontakte
  • LinkedIn
  • Email
  • RSS

Как говорил Узумаки Наруто: «У каждого свой Путь Ниндзя», так и у аналитика, работающего в продуктовой разработке игр, свой путь. На конференции после доклада я обещал поделиться кейсом, на примере которого, я рассказывал о стабилизации нестабильных метрик. Подробнее в этой заметке.

Вместо вступления

На этапе оперирования (эта стадия идет перед масштабированием), все нестабильные метрики должны быть стабилизированы. Всем понятно, как стабилизировать очевидные, общепринятые метрики. Но когда речь заходит об уникальных показателях игры, становится сложно представить как вообще их посчитать, не говоря уже о том, как их стабилизировать.

В своем примере я говорил об управлении ARpU комфортной сессии. Ее еще называют диванной или вечерней. Об этом подробнее.

Выявить комфортную сессию

Что обычно продюсер знает про сессии? Наверняка ее среднюю длину и медиану. Ну может еще знает динамику — как меняется длина сессии по дням жизни (LT). Чтобы улучшить игру надо идти дальше.

Занимаясь глубокой аналитикой игры, я строил табличный отчет, в котором смотрел основные показатели (Revenue, ARpU, %PU, %DAU…) в разрезе разных по длинне сессий. Я хотел ответить на вопросы:

  • Платят ли в короткие сессии
  • Каких сессий больше
  • Влияет ли длина сессии на размер платежа
    итд

В этом отчете я обнаружил, что есть сессия, которая почти на 50% времени больше чем средняя. Финансовые показатели в этой сессии были выше. Я начал изучать эту сессию — таких оказалось на LT>14D 18% от общей массы. Также выяснилось, что она приходится на 86,5% с 19:00 до 23:00 своего часового пояса (он то разный, только США 5 поясов), т.е. вечером.

Вечерняя сессия лучше с точки зрения атмосферы. Игрок закончил все свои дела, пришел домой, поужинал, лег на диван. Взял планшет вместо телефона и запустил любимую игру. Он готов отдать игре больше своих обычных 10-15 минут. Он готов отдать больше не только времени, но и денег.

И так, комфортная сессия определена. У некоторых игроков эта сессия была в разное время. Видимо это можно обьянсить тем, что не все ведут одинаковый образ жизни: работают в ночную например, или рано приходят домой, или вообще не работают. Такие на диван с планшетом могут попасть и в 3pm.

Стабилизировать оплаты

Как я сказал, в эту самую сессию фин показатели были выше. Я разбил все вечерние сессии по типам, по когортам (от недели инстала), по часовым поясам, по странам, по дням жизни… в общем по разному. И увидел странную картину: при детальном изучении оказалось, что на большой дистанции не в каждую такую сессию происходят оплаты.

ARpU комфортной сессии оказался нестабильным.

Осталось разобраться почему, и придумать как это исправить.

Проведя более глубокое расследование, среди прочего сопоставляя динамику баланса от сессии к сессии, выяснилось как бы очевидное. Pay Wall — момент, когда игра просит у игрока деньги, — ни как не дружит с вечерней сессией. И если волей богов PW попал на вечернюю сессию — почти всегда оплата (среди платящих, разумеется). Если же PW попадает на «некомфортную» сессию, или на другую — то конверсия снижается на порядок.

Как бы решение очевидно, по максимуму сместить пейволы в комфортную сессию.

Решение

Задача не из простых. Надо подружить баланс игры (экономику) с часовыми поясами и игровыми циклами игрока. С балансировщиком, серверщиком и аналитиком мы провели мозговой штурм и нашли решение. Непростое, но эффективное.

  • Во первых, надо было научиться на сервере выявлять комфортную сессию и хранить ее в user state.
  • Во вторых, нужно было научить баланс игры смотреть в user state и сдивгать точки слива в пользу таких сессий.
  • В третих, мы обрушили на игрока таргетированные пуши, чтобы гарантированно вернуть его в игру в эту самую сессию и подсунуть заготовленный пейволл.

Это была сложная работа, потому как динамические пейволлы само по себе не просто. Но результат превзашел все ожидания. Дальше под NDA, друзья.

Вместо выводов

  1. Метрики в низкоуровневой аналитике не очевидны. Кто бы мог подумать, что можно улучшить ARPU Диванной сессии?
  2. Способы измерений уникальных метрик также индивидуальны. Вам может понадобится сделать более десятка разных отчетов, чтобы разобарться в чем дело.
  3. Тонкий тюнинг игры эффективен и стоит затрат на тяжелую аналитику.
  4. Такая аналитика приходит с опытом, опытом выпущенных проектов и сделанных отчетов. Также надо знать свою игру, хорошо знать.

Бонус от devtodev

Совместно с Василием Сабировым собрали вот такой плейлист из уроков для игровокго аналитика, вставшего на путь ниндзя. Мы разбили уроки на 3 типа:

НАЧИНАЮЩИЕ ШИНОБИ

  1. Лояльность https://www.youtube.com/watch?v=EsPZsExXJ28
  2. Обзор системы https://www.youtube.com/watch?v=_91rxbG457k
  3. Всё пропало! https://www.youtube.com/watch?v=FwU6sQhlWkI
  4. Анализ трафика https://www.youtube.com/watch?v=TkyVLP6iFbs
  5. Push-уведомления https://www.youtube.com/watch?v=feNiB7bf4I8
  6. Сегментация https://www.youtube.com/watch?v=wqEJQUG4BdM

ПРАКТИКУЮЩИЕ АНАЛИТИКИ

  1. Анализ версий https://www.youtube.com/watch?v=WSn7OZH4B1k
  2. Анализ изменений https://www.youtube.com/watch?v=6ZDmcb3P_KE
  3. Приложения по подписке https://www.youtube.com/watch?v=P5zjsNfAWok
  4. Поведение пользователей https://www.youtube.com/watch?v=XJT2TBjZGaQ
  5. Анализ платящих https://www.youtube.com/watch?v=MNQG9hUvj1w
  6. События и воронки https://www.youtube.com/watch?v=jie19jgSvH0
  7. Активация https://www.youtube.com/watch?v=spTbnPq92Ao
  8. Кроссплатформенность https://www.youtube.com/watch?v=6L5e306dB0E
  9. Экономика игры https://www.youtube.com/watch?v=PnRYpWsfozI

НИНДЗЯ

  1. Круглый стол по игровой аналитике https://www.youtube.com/watch?v=UVQgVdwOamc
  2. Воронки и A/B-тесты https://www.youtube.com/watch?v=dsEs9zXKWG0
  3. LTV https://www.youtube.com/watch?v=5j5xCy3tQ0M
  • Свой человек

    Вот спасибо так спасибо!!! Очень злободневно и информативно. Сажусь практиковать свое Ниндзюцу)

  • Timur Kozmenko

    Спасибо за статью!

    PS не мог не заметить кастомный скролл в блоге, уж очень он мешает, не думал его убрать?

  • Alexander Shtachenko

    он идет как часть темы, я не заморачивался)